|
|
|
|
|
|
|
|
Как улучшить звучание hi-fi системы › 1-я часть › 2-я часть › 3-я часть › 4-я часть › 5-я часть › 6-я часть › 7-я часть › 8-я часть › 9-я часть › Наши кабели не пахнут! › На все руки мастер › |
Интервью с профессором А.-Й. ван ден Хулом. На все руки мастер. |
АудиоМагазин. Сергей Таранов |
|
«Среди полей, каналов и плантаций рождественских елок, весной еще крошечных и пушистых, в бывшей ферме постройки середины XIX века живет А.-Й. ван ден Хул, мастер дела даже не ювелирного, а следующего шага за ним. Подобно лесковскому левше, ему приходилось ковать такие подковки, о которых другие не могли и помыслить». |
|
В начале 80-х инженеры фирмы Philips пытались усовершенствовать специальную головку для проигрывания лаковых матриц. Время было смутное, только что пришел компакт-диск, и старые головки требовалось заменить. На Philipsпроблему должным образом решить не смогли — и вот, через одного из дилеров, такая головка с анонимной просьбой о помощи была отправлена ван ден Хулу. |
Он с интересом изучает ее, поскольку это необычная вещь исключительно для студийного применения. На корпусе головки нацарапаны мелко-мелко ряды цифр — какие-то параметры и особенности конструкции. Ван ден Хул совершенствует конструкцию в меру своих способностей и тоненькой иголкой пишет на корпусе письмо инженерам Philips: в следующий раз лучше обращаться ко мне напрямую... |
Да и до сих пор на каждой головке, сделанной ван ден Хулом, тончайшей иглой нацарапаны одному ему ведомые идентификационные метки. Увидеть их можно только под микроскопом... |
А началось все с иглы — в 1973 году ван ден Хула посетила мысль "расплющить" коническую иглу, сохранив, в отличие от эллиптического профиля, постоянную площадь контакта с боковыми стенками звуковой канавки. Макетируя идею там, где ее реализовать вернее всего, — в голове, — голландский специалист впоследствии рассчитал и конкретные геометрические величины: 2 мкм и 85 мкм в качестве большого и малого радиусов. |
На это ушло немало часов в зале электронно-вычислительных машин Дельфтского университета. Перейти к производству удалось не сразу, так как трудно было найти предприятие с подходящим оборудованием, но в итоге сотрудничества с немецкой фирмой Фрица Гайгера был изготовлена партия игл профиля FG1. Всю изготовленную партию — а было это в 1978 году — голландец купил про запас для своих нужд. Эти "винтажные" иглы он использует до сих пор: качество современных алмазов ван ден Хула не устраивает. |
Любопытно и то, что, сделав очень много открытий в сфере МС-головок, ван ден Хул никогда не патентовал и не лицензировал свои находки и технологии (между прочим, Фриц Гайгер как раз и запатентовал профиль ван ден Хула под своим именем, так что законному автору пришлось отстаивать свои права в суде. |
|
Основной же специализацией фирмы Гайгера было производство деталей знаменитых механических конструкторов Meccano для детей и взрослых). |
Не так уж много производителей смогут повторить мои открытия, рассуждал ван ден Хул, особенно при отсутствии патента, в котором нужно подробно описать изобретение, — а те, кто смогут, пустят мои идеи, в общем-то, на благо. Так и произошло: к сегодняшнему дню выпущено 1,4 миллиона игл с профилем vandenHul. |
Кабинет профессора |
Все головки звукоснимателя vandenHul делаются дома, в кабинете у владельца фирмы. Да, именно так: с утра до вечера профессор руководит небольшим, но вполне загруженным предприятием по выпуску кабелейvandenHul, а вечерами и в выходные работает дома. Собирая МС-головки. |
|
Кабинет профессора являет собой пример организованного хаоса. Так, наверное, работают все гении... Ван ден Хул садится на рабочее место и несколько неожиданно предлагает нам понаблюдать за тем, как он соберет головку Colibri, которая будет персональным подарком мне. Щедрое предложение... |
Мы с благоговением наблюдаем процесс. Он начинается с подбора заготовок: выбирается иглодержатель с приклеенной заранее иглой, блок с катушками, демпферы (гибкие подвесы для иглодержателя), корпус — точнее, каркас, к которому будет крепиться подвижная система. |
Корпуса запасены самые разные, в разной степени подготовленности. В нашем корпусе с металлическим каркасом и акриловым центральным блоком уже просверлены крепежные отверстия и установлены выходные штырьки. |
— Подготовкой корпусов я занимался на прошлых выходных, — поясняет хозяин дома. Он выбирает каркас с катушками из лакированного золотого провода (тонкая золотая проволока стабильнее во времени и не такая жесткая, как серебряная) и демпферы, наиболее подходящие для классической музыки, — более мягкие и с более точно подобранными параметрами. В запасе имеются, однако, тысячи видов разных демпферов. |
Бинокулярный микроскоп позволяет мастеру точно установить катушки и аккуратно подвести четыре их вывода к точкам пайки. Четыре катушки — в каждой 27 витков — расположены на крестообразном сердечнике. Предстоит тонкая работа: разместить катушки в зазоре магнитной цепи так, чтобы получить идеальную симметрию и максимальную отдачу в каждом канале. Для лучшего повышения разделения каналов используются компенсирующие обмотки в несколько витков. Найдя оптимум (а надо учитывать еще и нагрузку на "резиновый" подвес-демпфер), профессор фиксирует блок катушек к корпусу с помощью эпоксидного клея. |
Мы обращаем внимание на то, что окуляры микроскопа Zeiss аккуратно обложены небольшими магнитами. — Они благоприятно влияют на зрение, — говорит ван ден Хул. |
А тонкое зрение и твердая рука явно необходимы: тончайший провод — в 1/6 волоса — необыкновенно хрупок. Учтите также, что сборщик должен одновременно совершать точные — и разные — операции правой и левой рукой. Осталось припаять провод к контактным площадкам. Припой используется серебряный. |
— Здесь важна скорость, — говорит профессор, — иначе золотая нить успеет раствориться в горячем припое. |
Над столом висит черно-белая фотография. |
|
— Это мой отец, — говорит голландец. — Инженер звукозаписи. Он участвовал в Сопротивлении и умер через три года после окончания Второй мировой. |
|
Работа требует огромной концентрации внимания. Не так много желающих заниматься этим. Заметим, что у ван ден Хула практически всё — кроме, может быть, первоначальной намотки катушек на каркасе — делается вручную. С учетом поступающих со всех концов света звукоснимателей, требующих ремонта, "пропускная" способность домашней лаборатории голландского умельца, увы, ограничена. Тем не менее, в арсенале у него 7 "семейств" МС-головок, "старшие" из них изготавливаются только на заказ. Теперь нужно отрезать трубочку, на которой был закреплен блок катушек: она была нужна, чтобы держать их пинцетом. |
|
После отрезания трубка неминуемо сплющивается, поэтому необходимо аккуратно придать отверстию первоначальную форму — туда будут вставлены иглодержатель из бора* и заранее приклеенная к нему игла. Игла, как уже упомянуто, из той самой "гайгеровской" партии 1978 года. В соответствии с параметрами демпферов отрезается до нужной длины иглодержатель и вставляется в отверстие. Затем иглодержатель юстируется в положение, соответствующее правильной ориентации иглы. После этого с неимоверной аккуратностью он приклеивается — так, чтобы при нанесении клея не сдвинулся ни на йоту. |
Осталось надеть цветные колечки на выходные клеммы — и МС-головка Colibri готова. Ее творец кладет свое создание в деревянную коробочку и лично заполняет таблицу техпараметров на внутренней стороне крышки. Вот уж действительно авторский экземпляр. |
На чердаке |
|
На чердаке старинного фермерского дома, в котором живет Альт-Йук ван ден Хул, расположена его комната прослушивания. Это большое помещение, но каждый квадратный метр используется на 100%. Здесь и всевозможная аппаратура, и все виды носителей фонограмм. Среди которых на первом месте, понятно, грампластинки, а на почетном втором — ленты для катушечного магнитофона. Аналоговые, хотя у хозяина комнаты есть и цифровой "катушечник" NagraD. В комнате всего одно "посадочное" место — перед акустическими системами. |
|
Кабели vandenHul |
Кабели vandenHul начались именно с головок звукоснимателя. Еще в самом начале первых опытов с головками — а было это в конце 70-х — ван ден Хул обнаружил, что тончайший провод для обмоток подвижной катушки может существенно влиять на звук, даже при полном сходстве электрических параметров двух проводов разных "артикулов". |
Современное двухэтажное здание в городке Эпе принадлежит компании vandenHul BV. На первом этаже вы найдете офисное пространство, производство кабеля и склад готовой продукции. Здесь просторно и светло. Стены офиса увешаны сотнями наград, полученными от прессы всего мира. |
|
Второй этаж целиком отдан комнате прослушивания. Она очень большая, у одной стены нашлось место даже для небольшого музея звуковоспроизведения: действующий фонограф Эдисона, патефон, граммофон. В действующем тракте вполне успешно функционируют разработанные ван ден Хулом электронные компоненты — фирма выпускала небольшим тиражом предусилители и усилители мощности. |
В зале прослушивания есть и акустические системы, сделанные голландцем еще в бытность журналистом одного из аудиоизданий. Это массивные трехполосные АС с НЧ-оформлением "трансмиссионная линия". "Я делал и другие модели, — рассказывает нам ван ден Хул. — Недавно купил по объявлению пару своих старых систем. А вскоре обнаружился еще один их владелец. Звонил, предлагал организовать их производство. Я пока в раздумье". |
Вернувшиеся из середины 70-х изделия подтолкнули к мысли проверить их параметры с помощью современной измерительной техники. В зале вместе с нами оказался представитель немецкой фирмы, производящей компьютерную измерительную станцию. |
|
"Конечно, у этих АС немало недостатков, — замечает ван ден Хул. — Неудивительно, поскольку подвес одного из высокочастотников разрушился от времени. Зато у них очень малое ГВЗ и вообще прекрасная линейность в фазовой области. А ведь при разработке я пользовался лишь самыми примитивными измерительными приборами — пришлось ориентироваться в основном на слух". |
В качестве источника аналогового сигнала, помимо нескольких профессиональных катушечных магнитофонов, в зале прослушивания используется легендарный проигрыватель грампластинок Thorens Reference. |
Их было выпущено менее 150 штук — и одна из них не могла не попасть к ван ден Хулу, поскольку он принимал активное участие в разработке этого проигрывателя, абсолютно лучшего на те времена (начало 80-х). |
|
— Когда Sony покидала роскошное офисное здание в пригороде Амстердама, я приехал к ним и буквально спас от помойки два комплекта проигрывателей SCD-1 и усилителей серии ES. Плюс еще колонки с расширенным диапазоном частот. |
Кабели, усилители, проигрыватели винила, головки к ним — это далеко не весь арсенал из запасников профессора ван ден Хула. (Да, да — самый знаменитый в мире hi-fi голландец преподавал физику в высшей технической школе. Потом потихоньку перешел к аудиожурналистике, где провел 12 лет. Потом начал делать головки звукоснимателя. Ну, и кабели...) |
Есть у него опыт работы и со студиями звукозаписи. Начиналось все в самом конце XX века с собственного джазового лейбла. Для записи использовались уникальные кабели с углеродным проводником. Может быть, свой лейбл и не принес успеха на музыкальном рынке, зато привлек к кабелям vandenHul внимание продюсеров. В итоге у углерода нашлись ярые поборники среди профессиональных звукорежиссеров — в частности, в Голливуде в студии Спилберга. Среди соотечественников ван ден Хул нашел единомышленников в лице студии Pentatone Classics, специализирующейся на 5-канальных Super Audio CD. Поэтому в комнате прослушивания есть пять одинаковых акустических систем vandenHul— не старинных, а современного производства — и многоканальный предусилитель. |
Спустимся вниз, в цех. В шумоизолированной комнате — она тоже просторная и светлая, как и все другие помещения, — денно и нощно трудятся без остановки два прецизионных станка швейцарского производства. Они идеально точно режут кабель и заделывают его концы под будущую пайку. |
|
Бухты кабеля приезжают с завода,не принадлежащего компании vandenHul, но находящегося не за тридевять земель, а километрах в двадцати неподалеку. |
|
Нетрудно догадаться, что все материалы и сама технология производства разработаны именно vandenHul. Умный станок сам сортирует мелкие отходы производства: пластиковые части утилизации не подлежат (они разноцветные), а вот металлические пойдут на переплавку. |
Упомянутый пластик совсем не прост. Это изобретенный vandenHul полимер Hulliflex**, не содержащий хлора, — а значит, при его сгорании не выделяется вредных веществ вроде диоксина. В отличие от полихлорвинила и полиэтилена, применяемого повсеместно. Неудивительно, что среди наград, украшающих стены офиса, есть признания заслуг в области экологии. |
|
В соседнем цехе начинается "ручное" производство. |
|
Это собственно монтаж (пайка) кабелей, разъемы к которым изготавливаются также по чертежам vandenHul (RCA) либо покупаются в Европейском Союзе(Neutrik XLR). После упаковки готовая продукция ложится на склад. При этом как сам кабель, так и его упаковка суммарно имеют 8 степеней защиты от подделок. |
— Это действительно необходимо? — интересуемся мы. |
— Увы. В Юго-Восточной Азии и особенно в Китае постоянно появляются фальшивки. Какая-то борьба с кабельным "пиратством" ведется, но не так уж эффективно. Могу вам показать несколько подделок. |
|
Нам приносят сетевой кабель. На срезе видно, что вместо углерода проводящие жилы окружает черный ПХВ. Разъемы также поддельные (vandenHul использует американские Wattgate). Неприятный факт, что ни говори. |
|
Настоящие кабели vandenHul складываются на поддоны и отправляются во множество стран мира. Причем не только к дистрибьюторам: почти три десятка производителей акустических систем пользуются монтажным кабелем vandenHul для внутренней проводки от фильтров к динамикам и другого навесного монтажа. Нашлись и желающие использовать провода vandenHul для внутренней проводки тонармов или для монтажа внутри усилителей или микшерских пультов. |
Яркие краски |
А.-Й. ван ден Хул любит насыщенные, но естественные цвета. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на кабельный каталог его продукции. Где еще можно увидеть такие краски? Конечно же, в цветках знаменитых голландских тюльпанов, — понимаем мы, когда хозяин фирмы внимательно разглядывает великолепные цветы из парка тюльпанов Кюйкенхоф, который мы находим время посетить. |
Работоспособность господина А.-Й. ван ден Хула заслуживает уважения — да что там: восхищения! |
|
Самый знаменитый в мире hi-fi голландец (повторяюсь, но это так: ван ден Хул в этом узком кругу известен не меньше, чем ван Гог в кругу увлекающихся живописью) в рабочие дни контролирует производство кабелей, в выходные в домашнем кабинете делает свои головки и ремонтирует чужие, присланные со всех концов света. Но это еще не все! Он также владеет небольшим конструкторским бюро по разработке новых композитных и волокнистых материалов, в котором, как нетрудно догадаться, еще и является основным разработчиком. Созданное 7 лет назад КБ г-на ван ден Хула разработало, к примеру, фибропластик для частей корпуса мобильного телефона Nokia 8800 или материал для корпуса одного из космических спутников и для одной из первых японских космических ракет. Оно же сделало материал для лопастей ветряных генераторов и для автомобильных и авиационных тормозных колодок. В умелых руках любая работа спорится. А накопленный опыт применяется в разных областях. |
— Мне повезло в жизни. Ясное мышление и природное трудолюбие удачно сочеталось с накопленными знаниями и постоянным поиском причинно-следственных связей, постоянными экспериментами, — говорит наш неутомимый исследователь. |
Пример, достойный подражания. Не только для голландцев. |
*Бор |
Трубки из бора диаметром 0,3 мм делались только одним заводом в США для нужд авиационной промышленности — боро-углеродное волокно используется для полов в некоторых самолетах. Когда авиапромышленность перешла на трубки другого диаметра, ван ден Хулу стоило больших трудов найти доступ к полусекретному заводу и выкупить остаток материала — а это 12 километров боровой трубки. Она так и хранится на складе в Голландии — лишь когда Shure в конце 90-х решил возобновить производство своей головки VI5, ван ден Хул уступил им один километр бора из своих запасов, оказав благородную помощь коллегам. |
Почти всем известно, что пуленепробиваемые жилеты делают из кевлара, но материалы на основе бора (карбид бора) на самом деле куда прочнее. Карбид бора и нитрид бора — одни из самых твердых материалов на планете (уступают только алмазу!), твердость карбида бора (как и кристаллического бора) по шкале Мооса составляет 9,3 (49000 Мн/м2 по Викерсу). Потому броня крепка у тех, кто позаботился о наличии в ней бора... |
Бор не существует в природе в чистом виде — добываются его соединения, которые находят разнообразное применение не только в военной промышленности, но и в медицине, агрохимии, в стекловарении. |
|
Бор чем-то похож на углерод: это неметалл, а кристаллическое вещество. Бораны — аналог углеводородов для углерода. |
Проволока из бора производится методом электровакуумного насаждения кристаллического бора на вольфрамовую жилку. Она используется также в производстве режущего инструмента, теннисных ракеток, высококлассных удилищ и клюшек для гольфа. Крупнейшие залежи боросодержащих минералов находятся на западе Турции, а также в пустыне Мохаве в США. "Чистый" бор нетоксичен, стоимость кристаллического бора чистотой 99% колеблется в диапазоне около $2500-8000 за кг. |
Итак, бор — удивительный материал: тугоплавкий (2300° С), химически инертный, твердый и легкий. Композитные материалы на основе бора легко превосходят по прочности сталь (в 6 раз). Трубки, используемые в производстве иглодержателей, получаются в результате лазерного прожига проволоки из бора. |
**Hulliflex и структурированный углерод |
Оболочка из гуллифлекса не только безвредна экологически, но и защищает содержимое кабеля от проникновения активных реагентов из окружающей среды. Он не содержит пластификаторов и на ощупь напоминает резину. Этот материал отлично защищает и от вибраций. Он практически не стареет, то есть не меняет свойств и через много лет после покупки кабеля. В отличие от фторопласта (тефлона), гуллифлекс не требует высоких температур для экструзии (вредных для кристаллической структуры проводника) и обеспечивает исключительную гибкость готовому кабелю. |
|
Другой постулат ван ден Хула касается изменения свойств проводника. |
Длиннокристаллическая медь, которую так любят многие производители, остается длиннокристаллической только до первого механического воздействия: достаточно скрутить кабель в баранку перед тем, как отнести его домой из магазина, — и свойства его проводника уже изменились, причем не в лучшую сторону. |
Отсюда появление самого необычного в мире материала для передачи аудиосигналов по проводам — ван ден Хул является первооткрывателем проводников из углеродного волокна. Такой проводник абсолютно нечувствителен к химическому воздействию. На практике он представляет собой пучок из угольных волокон толщиной 5 мкм, каждое из которых покрыто 2,5-микронным изолирующим слоем. В кабеле к ACTheThirdтаких волокон 3,5 миллиона! |
В более простых, "металлических" кабелях ван ден Хул применяет не совсем обычные металлы. Для защиты от окисления все медные жилы покрываются тонким, но исключительно плотным слоем серебра, а в серии Fusion опробован проводник из специального сплава меди, цинка и серебра. |
Наконец, "гибридные" кабели имеют медные или серебряные проводники, покрытые слоем проводящего углеродного порошка, который еще и защищает их от коррозии и служит экраном от радиопомех. В прошлом году голландский профессор испытал новый проводник из благородного металла — платину. Две 0,3-миллиметровые жилки из высокочистой платины (99,9999%) в межблочном кабеле ThePlatinumHybrid покрыты тончайшим слоем структурированного углерода. |
|